Еще в конце прошлого века Португалия относилась к группе индустриально-аграрных стран и считалась слаборазвитой. После вступления в 1986 году в ЕС положение ее несколько стабилизируется, наблюдается экономический рост и развитие сферы услуг. Евросоюз поддержал экономику Португалию, оказав стране материальную помощь, которая составила сумму почти в 30 миллиардов евро.
На сегодняшний день долю Португалии в ВВП Евросоюза можно принять равно примерно 2%. При этом страна имеет самые низкие в ЕС показатели по безработице, инфляция же составляет 3,7%.
К основным отраслям экономики Португалии относятся: легкая и обрабатывающая промышленность, дерево - и металлообработка, бумажная промышленность, добывающая, химическая и нефтеперерабатывающая отрасли, рыбная промышленность, винное производство, а также туризм.
В настоящее время 10% рабочей силы страны занято в сельском хозяйстве, 30% — в промышленности (из них всего 0,3% — в добывающей), остальные 60% – в сфере услуг.
Добывающая промышленность представлена добычей руд цветных и некоторых других металлов, в том числе и вольфрама. А в области производства медного концентрата Португалия занимает первое место в ЕС. Большая часть продукции отправляется в Европу.
Производство электроэнергии в стране на 4,7% превышает ее потребление. При этом более четверти общего объема энергии производится при помощи гидроэнергоресурсов.
Помимо традиционных отраслей промышленности, в Португалии можно выделить такие специфические виды производства как, к примеру, производство дубовой пробки – оригинального продукта, идущего исключительно на экспорт. Кроме того, весьма примечательна пищевая промышленность, которая занимает значимое место в мире по обработке рыбы и морепродуктов, производству вин и портвейнов, а также оливкового масла.
Среди новых современных отраслей немалых успехов добилась автомобильная промышленность. Крупнейший автозавод неподалеку от Лиссабона выпускает автомобили с 1995 года, и более 10% его продукции экспортируется в Европу.
Промышленные предприятия в Португалии распределены неравномерно. Основная их часть разместилась между городами Лиссабон и Порту.
Сельское хозяйство развито слабо и не обеспечивает потребностей страны в поставляемой продукции. Около 60% продовольствия Португалия вынуждена ввозить из-за границы. Некоторое значение имеет растениеводство. В стране выращиваются различные овощи, зерновые культуры (представленные в основном пшеницей и кукурузой), а также многочисленные фрукты (сливы, яблоки и груши, цитрусовые, миндаль, гранаты). Важнейшими видами продукции считаются оливы и виноград.
Транспортная инфраструктура страны развита недостаточно. Железнодорожный транспорт имеется, но преобладают в нем пассажирские перевозки. Общая длина железнодорожных путей составляет около 3 тысяч км. Протяженность автодорог почти в двадцать раз больше. Авиаперевозки представлены 67 аэропортами. Самое большое значение имеет морской транспорт, который в основном делает возможным сообщение между материковой частью Португалии и ее островами. Кроме того, более 60% внешнеторгового груза перевозится именно по морю.
Туризм в стране весьма развит. Португалия входит в десятку стран Евросоюза, признанных самыми посещаемыми. Ежегодно Португалию навещает количество приезжих, превышающее численность населения самой страны. В основной массе это туристы из Германии, Франции, Нидерландов и Великобритании.
Экономическая политика Португалии все еще совершенствуется. Основные направления – это снижение инфляции, реализация программ модернизации производства, подготовки кадров и реформирование трудовых отношений. Республика все более уверенно ступает на путь стабилизации и развития. Сегодня ее уже можно назвать развитой страной, имеющей открытую рыночную экономику.
По уровню жизни Португалия уверенно занимает место в третьей десятке стран мира, соседствуя с Израилем, Сингапуром и Гонконгом.
Валюта в стране с 2002 года – евро.
|